9 ноября в нашей школе прошел необычный урок литературы для учащихся 6-х классов.
«Сам судья человеческий должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом ещё неразрешимой тайны и не прибегнет к единственному выходу – к милосердию и любви». Ф.М. Достоевский.
Перед каникулами ребята закончили изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский», и теперь им было предложено поучаствовать в настоящем судебном заседании (судья – Бондарев Михаил Михайлович). Урок проводили учителя русского языка и литературы Голубева Юлия Юрьевна и Чагрова Наталья Владимировна.
Тема урока была: Суд над героями романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока: Выяснение причин поступков героев. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского.
Задачи: выявить мотивацию поступков героев, выяснить, действительно ли благороден Дубровский, учиться анализировать текст.
Главным вопросом нашего урока был: Почему Владимир стал разбойником? Почему финал романа так трагичен?
В ходе урока ребята познакомились с процессуальной терминологией, попробовали себя в роли прокурора, адвоката, подсудимого или свидетеля. Судья сурово, нот справедливо выносил обвинительный или оправдательный приговор.
Практически по каждому судебному делу было предложено голосование. Ребята доказывали друг другу свою точку зрения (как героя романа). Самым сложным оказался суд на Владимиром Дубровским, потому что за время изучения романа, этот герой полюбился ребятам, они начали испытывать к нему сочувствие и понимание. Суд над героем состоялся, но судья не смог вынести приговор, так как голоса «виновен» и «невиновен» разделились поровну.
Ну что ж, на это и есть литература, чтобы каждый читатель самостоятельно смог сложить мнение и отношение к герою.
Как же сам автор относился к своему персонажу?
Владимир Дубровский представлен в романе в трёх вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но ему это не дано: всякий раз он остаётся сыном старинного дворянина, который был «беден и независим». Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый, но слуга, добрый, благородный, но всё-таки разбойник.) И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.
В романе благородство проигрывает везде и во всём: история дружбы завершается враждой, приезд сына домой оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление – вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделён благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не смог спасти отца, потерял Кистенёвку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами и вынужден всю оставшуюся жизнь скрываться под чужим именем. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству, поэтому финал его романа трагичен. Но его герой заслужил уважение отца, и даже своего врага Троекурова, вызвал трепетный интерес к себе у Маши.
А какие чувства вызвал у нас Владимир Дубровский?