«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Л.Кассиль
В нашей школе проводятся курсы «Уроки общения с ребенком».
Занятия проводятся для родителей учащихся школы. 1 час в неделю (каждый четверг в 19.00). Ведет курсы – Сариева Оксана Сергеевна (зам.директора по ВР, психолог, 8-952-089-42-20)
Здесь обсуждаются такие вопросы как:
Как построить нормальные отношения с ребенком?
Как заставить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?
Как научить ребенка любить учиться?
Как установить дисциплину?
Как можно и как нельзя наказывать?
и другие важные темы
Цель: Гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- обучить родителей способам эффективного взаимодействия с детьми;
- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений;
- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста.
Актуальность
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу уроков для родителей. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.
Большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.
Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
В результате обучения взрослые не только смогут прекратить «холодную войну» с детьми, но и установят с ними глубокое взаимопонимание.
Каждый урок содержит небольшой, но важный, а подчас и трудный для усвоения материал. Родителям необходимо делать задания к урокам. Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в практических пробах после каждого урока, и только потом двигаться дальше. Постепенно родители обнаружат чудесные перемены в ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.